Оценка риска для здоровья человека — количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.
Работы по оценке риска занимают довольно длительное время, особенно для крупных объектов с большим количеством источников выбросов и загрязняющих веществ (в основном такими объектами являются объекты I и II классов опасности по санитарной классификации), и стоят они недешево. Соответственно, необходимо заранее спланировать проведение оценки риска, а также заложить стоимость работ в смету.
Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».
Нужна ли оценка риска?
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проекты СЗЗ для объектов I и II классов опасности должны включать в себя материалы оценки риска для здоровья населения:
Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
При этом есть исключения:
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Как видно, если соблюдены дополнительные условия, приведенные в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о расстоянии от границы объекта до границы нормируемых территорий, проведение оценки риска даже для объектов высоких классов опасности не является необходимым. К нормируемым территориям относятся жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков.
В чем противоречия СанПиН и Правил?
С принятием Правил единодушное мнение о необходимости проведения оценки риска у экспертов и инспекторов пошатнулось. Причина этому — неоднозначность требования п. 16 Правил.
Проект санитарно-защитной зоны содержит:
- сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
- сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
- обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
- перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
- обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Как видно из данного пункта, проект СЗЗ должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания и оценки риска для здоровья человека, т.е. никаких исключений и даже никаких ссылок на действующее законодательство.
Все это привело к тому, что в ряде случаев оценка риска считается необходимой к проведению не только для объектов I и II классов опасности, расположенных рядом с жилой застройкой, но в принципе для всех объектов любых классов опасности.
Наша организация разрабатывает программу по установлению санитарно- защитной зоны в основных этапах и проведении оценки риска здоровью населения. Заполните заявку и узнайте более подробно об этой услуге.